В интервью Deutsche Welle депутат Европарламента от немецкой партии "зеленых" Элизабет Шрёдтер (Elisabeth Schroedter) дала оценку реакции своих коллег, которые обсудили сложившуюся в Беларуси после президентских выборов ситуацию, а также изложила свое видение того, как ЕС может повлиять на ее изменение.
Deutsche Welle: Что показала дискуссия в комитете по международным делам Европарламента?
Элизабет Шрёдтер: Дискуссия продемонстрировала, что Европарламент очень рассержен тем, что сейчас происходит в Беларуси. Нынешняя ситуация означает, что все попытки улучшения отношений и демократизации страны Александр Лукашенко одним движением отбросил от стола.
Он показал свое истинное лицо диктатора, применив грубое насилие в отношении мирных демонстрантов и отправив за решетку оппозиционных политиков. Случившееся убеждает нас в том, что установление стандартов демократии в стране возможно не благодаря белорусским властям или России, а только лишь посредством поддержки гражданского общества и демократических сил. Эта точка зрения, которую я всегда представляла. По моему мнению, было ошибкой вступать в диалог с Лукашенко. Мы увидели, что это ничего не дало.
Мы должны сейчас принять намного более решительные меры, чтобы поддержать демократически настроенных белорусов, которые продемонстрировали явное желание свободы, проявили мужество, выйдя на улицу и протестуя против сфальсифицированных выборов.
- Как ЕС в нынешней ситуации может повлиять на Александра Лукашенко?
- Я вовсе не убеждена в том, что на Лукашенко можно влиять. Для меня вопрос, действительно ли он является легитимным президентом, если сохранил власть с помощью таких методов. Решающим в настоящее время является то, чтобы у белорусов стало больше возможностей приблизиться к установлению в стране демократических порядков. Я считаю, что, прежде всего, речь должна идти о населении Беларуси. О том, что оно должно само решать свою судьбу. И здесь мы должны приложить максимальные усилия.
Я не думаю, что все принимаемые ЕС меры должны сосредотачиваться только на фигуре Лукашенко. Естественно, визовые санкции возможны. Не должно быть больше встреч с теми, кто виновен в нарушениях закона, с самим Лукашенко. Ему надо послать ясный сигнал - он остался у власти несправедливо, он не был избран демократическим путем.
Но мои мысли, в первую очередь, сейчас связаны с белорусскими политзаключенными. Их делают уголовниками. И тут ЕС должен приложить все силы, чтобы они были освобождены. Политические и дипломатические усилия должны быть сосредоточены именно на этом.
- Визовые санкции в отношении Лукашенко и его окружения уже вводились ранее. И, представляется, не принесли результата.
- Здесь важным является то, чтобы у белорусов сложилось понимание того, что ЕС разделяет режим и рядовых граждан. Это существенно. В прошлом об этом различии давали понять не столь отчетливо. И у людей часто складывалось впечатление, что им не рады в ЕС, а Лукашенко использовал этот момент.
Я уверена, что дифференцированные санкции яснее показывают, что в Евросоюзе нежелательными являются лица, которые пытаются удержать власть недостойными методами. Но при этом мы поддерживаем проевропейски и демократически настроенных белорусов. Последнему должно служить облегчение визового режима для молодежи, студентов, журналистов, людей творческих профессий. Для всех, кто интересуется тем, как работает демократия.